Консультация для родителей «Нарушение речи у детей»
Причины нарушения речи у детей разнообразны и многочисленны:
перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция,
различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания
матери; натальные, т. е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе
которых асфиксия (обвитие плода пуповиной, узость таза роженицы, кесарево
сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды. Целый
ряд причин возникает и
в постнатальном периоде — заболевания ребенка, травмы и пр.
Как можно
раньше необходимо выделять детей группы риска по патологии речи, и вот на
что надо обращать особое внимание:
1. Если у
новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий
признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным).
2. Другой
настораживающий фактор — ранний отказ
ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы,
принимающие активное участие в сосательном акте (одно-
или двусторонний порез губ).
3. Если в
состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о
слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва, жевательной мускулатуры,
мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).
4. Парез
языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок —
незначительную гнусавость.
Все вышеперечисленные признаки, замеченные
у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении
центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.
Родителям также необходимо обращать внимание на отставание
ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи,
спастичность мышц.
Родители должны уделять как можно больше времени общению с ребенком — играм,
массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие
мелкой моторики рук. Развивая ее, мы тем самым готовим почву и для развития
артикуляционных движений. Вот потому-то так полезно играть с малышами во
всевозможные традиционные «пальчиковые» игры
типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т. д.
Помимо игр,
развивающих мелкую моторику рук, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно
тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в
другую сторону (по 10 раз).
Общаясь с
ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу,
поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли
подражать ему, - все это способствует речевому развитию.
Задержка
гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к четырем-пяти месяцам) и
необращенность лепета к взрослому является симптомом речевых нарушений и, как правило, связаны
с нарушениями в
центральной нервной системе. Родители,
заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию
как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать
начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было
начато вовремя (в доречевой период, по мере роста ребенка в диагностике
патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь такого ребенка
неразборчивая («каша во рту»).
Позднее
развитие речи должно насторожить
родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно
не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период
— возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика
и своевременная коррекция —
педагогическая и медикаментозная — помогут достичь успехов и компенсировать
речевую патологию.
Для детей с
речевыми проблемами характерно нарушение общей
и мелкой моторики, нарушение поведения
в виде гиперактивности, что обусловлено слабостью нервной системы. При
отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы
осложняются патохарактерологическими развитием личности. Возможны
агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей
отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и
работоспособности.
При
комплексном подходе к коррекционной работе
включаются компенсаторные возможности нервной системы, и она приобретает ряд
свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные
функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с
возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи должна
начинаться с раннего возраста.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей
с речевыми проблемами.
Общие
рекомендации:
1. Покажите
ребенка детскому психиатру, неврологу, учителю-логопеду.
2.
Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
3.
Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
4.
Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
5.
Постепенно усложняйте требования к речи
ребенка.
6. Вводите
поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка
навык самоконтроля.
7. Учите наблюдать, слушать, рассуждать,
четко и ясно выражать свои мысли.
8.
Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
9. Помните,
сроки преодоления речевых нарушений зависят
от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
10. Не
фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите
его.
11. Родителям, имеющим дефекты произношения,
полезно заниматься вместе с ребенком.
12.
Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите
курс коррекции произношения
у ребенка до конца.
13. Верьте в
силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
14. Помните,
что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и
хуже поддается коррекции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий