Консультации

 Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика для развития речи детей с РАС»

 Грамотная, чистая и ритмичная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь, такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты, увеличивая тонус мышц щек, губ и языка. Гимнастику можно проводить также и в домашних условиях.

Это может быть не занятие, а игра перед завтраком или перед сном. Зеркало тоже лучше поставить, это привлекает внимание.

В первое занятие предлагаем ребёнку три (или ещё меньше) упражнения. Выкладываем стопку карточек, и после каждого упражнения, одну убираем. Ребёнок должен видеть, что вот-вот всё это закончится. Делаем один раз каждое упражнение. И всё. Занятие закончено. Никаких исправлений, попыток залезть в рот или ещё чего нет.

На следующий день повторяем опять то же самое. И если реакция нормальная, со следующего занятия начинаем добавлять по одному или по два новых упражнения. Доводим до финального количества. Допустим двадцать.

Всё надо делать очень аккуратно. И помнить главное: упражнения не должны вызывать никаких трудностей. Потому что в любой момент вы можете передавить и ребёнок вообще откажется выполнять даже то, что уже начал делать.

Если ребенок делает неправильно, не все упражнения за один раз исправляем. А несколько. Остальные игнорируем. Делает как делает. На другом занятии исправляем другие. И так по кругу.

В итоге очень медленно и незаметно даже для себя вы сможете сделать так, что ребёнок будет выполнять артикуляционную гимнастику и будет нормально реагировать на замечания и стараться сделать лучше.


 Консультация для родителей:

"Развитие коммуникативного поведения детей с РАС"

Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому человеку, вербально или невербально. Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому человеку, вербально или невербально. Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый и ребёнок, отвечают друг другу – это двухсторонняя коммуникация.

У большинства детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) есть проблемы с общением с другими людьми. Это происходит потому, что для успешного общения ребёнок должен ответить другим людям, когда к нему обращаются, а также самостоятельно инициировать общение. Хотя многие дети с РАС способны на это, если они что-то хотят, они, как правило, не пользуются общением, чтобы показать что-то другому человеку или установить с ним социальный контакт.

Очень важно запомнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации ещё до появления речи, а использование языка последует за ними.

Понимание коммуникации ребёнка с РАС

Очень часто родителям или другим людям в окружении ребёнка с РАС начинает казаться, что они вообще не способны на коммуникацию и общение с ребёнком, и они не понимают, что делать. Может казаться, что ребёнок вообще не слышит, что ему говорят, он не отвечает на свое имя и/или равнодушен к любым попыткам коммуникации. Однако можно использовать повседневные возможности и игры, чтобы поощрять коммуникацию и общение у ребёнка с РАС.

В первую очередь, необходимо наблюдать за коммуникацией ребёнка, чтобы определить его сильные и слабые коммуникативные стороны. Например, если ребёнок вообще не использует речь или какие-либо звуки для общения, то рекомендуется начать использовать в общении с ребёнком жесты, а не только одну речь. Ребёнок с РАС может применять различные методы коммуникации помимо речи: плач и крики; использование руки взрослого, чтобы взять желанный предмет; взгляд на желанный предмет; протягивание руки; указание на картинку и эхолалию.

Эхолалия – это повторение слов, сказанных другим человеком, и она является распространенной особенностью детей с РАС. Первоначально, когда ребёнок начинает использовать эхолалию, он просто повторяет чужие слова, не понимая их и не имея коммуникационного намерения. Тем не менее, появление эхолалии – это очень хороший знак. Это говорит о том, что коммуникация ребёнка развивается, и со временем ребёнок сможет использовать повторение слов и фраз для сообщения чего-то значимого. Например, ребёнок может запомнить слова, которые говорятся ему, когда родители спрашивают, хочет ли он пить. Позднее он может использовать эти слова в другой ситуации, чтобы задать свой собственный вопрос.

Для успешной коммуникации с ребёнком с РАС важно не только понять, какова его личная коммуникация, важно понять, зачем он прибегает к коммуникации. Если вы поймете цели коммуникации ребёнка, то вы сможете помочь ребёнку найти новые методы и причины для коммуникации.

Существует две основных причины для коммуникации:

Непреднамеренная коммуникация: когда ребёнок говорит или делает что-то, не предполагая, что это как-то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может служить самоуспокоению ребёнка, способствовать концентрации внимания или быть реакцией на грустный/веселый опыт.

Преднамеренная коммуникация: когда ребёнок говорит или делает что-то с целью сообщить послание другому человеку. Этот вид коммуникации может выражать протест против чужих требований или просьбу. Преднамеренная коммуникация проще дается ребёнку, как только он понимает, что его действия влияют на других людей. Для ребёнка с РАС переход от непреднамеренной к преднамеренной коммуникации – это огромный прорыв вперед.

Сассман (1999) считает, что полезно рассматривать детей с РАС в целом континууме преднамеренной коммуникации, где на одном конце континуума находятся дети, которые в основном прибегают к коммуникации, чтобы получить то, что они хотят, "в то время как на другом конце находятся дети, которые прибегают к коммуникации по многим причинам, например, чтобы задавать вопросы, комментировать что-то или просто общаться".

Четыре разные стадии коммуникации

Стадия коммуникации, которой достиг ребёнок, зависит от трех вещей:

  • Его способности взаимодействовать с другим человеком.
  • Как и когда он прибегает к коммуникации.
  • Его понимание коммуникации.

Первая стадия – стадия самодостаточности

На этой стадии коммуникации кажется, что ребёнку вообще не интересны люди вокруг него, он старается играть один. Его коммуникация может быть преимущественно непреднамеренной. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев РАС диагностируется у детей именно на этой стадии.

Вторая стадия – стадия просьб

На этой стадии ребёнок начинает осознавать, что его действия оказывают влияние на других людей. С большой вероятностью он будет прибегать к коммуникации, чтобы сообщить взрослому, что он хочет и что ему нравится. Для этого он может подталкивать или подводить взрослого к желанным предметам, местам или играм.

Третья стадия – стадия ранней коммуникации

На этой стадии взаимодействие ребёнка с окружающими продолжается дольше и становится более преднамеренным. У ребёнка появляется эхо чужих слов, которым он пользуется для сообщения о своих потребностях. Постепенно ребёнок начинает указывать на предметы, чтобы показать взрослому, что он хочет, а также начинает переводить взгляд. Это показывает, что ребёнок начинает вовлекаться в двухстороннюю коммуникацию.

Четвертая стадия – партнерская стадия

Когда ребёнок переходит на эту стадию, его коммуникация становится более эффективной. Ребёнок начинает пользоваться речью и становится способен поддержать простейший разговор. Хотя ребёнок может казаться уверенным и компетентным, прибегая к коммуникации в знакомой обстановке (например, дома), у него могут возникнуть коммуникационные проблемы на незнакомой территории (например, в новом детском саду или школе). Именно в подобных ситуациях ребёнок может прибегать к заученным чужим фразам и может показаться, что он игнорирует своего партнера по коммуникации, перебивая его и нарушая правила очереди в разговоре.

Как взрослые могут повлиять на коммуникацию ребёнка с РАС

Примите на себя роль не только помощника, но и учителя

Когда ребёнок неспособен сообщить о своих потребностях, у взрослых может возникнуть искушение делать всё за него. Например, принести его ботинки и завязать шнурки. Тем не менее, если вы будете так поступать, вы сократите количество возможностей, когда ребёнок может сделать что-то самостоятельно. Если ребёнок до сих пор находится на стадии самодостаточности, то особенно трудно определить, что может, а что не может сделать ребёнок. В подобной ситуации лучше всегда спрашивать ребёнка, нужна ли ему помощь, затем подождать, потом спросить второй раз, и только потом начать помогать ребёнку.

Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребёнку возможность вступить в коммуникацию

Забота о ребёнке с РАС – это тяжелая работа, которая требует много времени. Часто у взрослого возникает желание поторопить ребёнка, который выполняет повседневные задачи, например, ест завтрак или одевается. Однако ребёнку с РАС полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение таких задач – ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.

Во время игр с ребёнком принимайте на себя роль партнера, а не лидера

По мере того, как ребёнок становится всё более компетентным в коммуникации, ему нужно всё меньше руководства. Если задавать ребёнку слишком много вопросов или предложений, то ему станет сложно инициировать собственный разговор. Важно следовать за ребёнком и реагировать на то, что он сам делает.

Предоставляйте ребёнку положительную обратную связь

Очень важно награждать ребёнка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребёнок попробует это снова. Вы можете использовать простые описательные фразы, которые комментируют достижения ребёнка. Таким образом ребёнок сможет установить связь между собственными действиями и вашими конкретными словами.

Предоставьте ребёнку с РАС причину для коммуникации

Если ребёнок с РАС без труда получает всё, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребёнка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.

Поощрение просьб

Для этого можно располагать любимые игрушки/еду/видео в таких местах, где ребёнок сможет видеть их, но не сможет до них достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы можно поместить любимый предмет ребёнка в контейнер, который ребёнку трудно открыть, например, в банку из-под варенья или упаковку из-под мороженого. Это будет поощрять ребёнка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребёнком.

Дайте ребёнку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно

Сложно устроенные игрушки или игры, которые нужно нажимать, чтобы они заработали, могут представлять сложность для маленького ребёнка, но также они могут его заинтересовать. Как только ребёнку дали игрушку/игру, предоставьте ему время, чтобы определить, как ею пользоваться. Когда ребёнок начнет испытывать раздражение, потому что у него не получается сделать так, чтобы игрушка заработала, взрослый подходит и помогает ему. Подобные игрушки включают чертика в коробке, волчки и музыкальные шкатулки.

Играйте с ребёнком в игрушки "повышенного интереса"

К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребёнку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребёнка, прежде чем надувать его до конца – это простой способ поощрить общение между взрослым и ребёнком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей – выдуйте несколько пузырей в сторону ребёнка, и как только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите реакции ребёнка, прежде чем выдувать новые пузыри.

Давайте предметы постепенно

Если ребёнок сразу получает всё, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то ещё. Если вы будете ограничивать количество еды/игрушек, которые вы даете ребёнку, то у него появится возможность выражать свои желания и потребности. Например, если ребёнок хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему ещё, как только он сообщит о данном желании.

Пусть ребёнок сам решает, когда прекращать то или иное занятие

Если ребёнок участвует в каком-то занятии со взрослым, продолжайте это занятие, пока ребёнок сам не покажет, что его надо прекратить. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребёнок оттолкнет от себя предметы для занятия. В этом случае ребёнок был вынужден сообщить о том, что он готов прекратить занятие. Если ребёнок не пользуется речью для того, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, "ну вот и всё" и "хватит". Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребёнка.

Увеличивайте объем общения, следуя за ребёнком

Очень важно скорее следовать за ребёнком, а не руководить им. Это позволит ребёнку проявлять коммуникацию, когда он делает что-то вместе с другим человеком, и увеличит их объем общения. Если ребенок играет лидирующую роль в своих занятиях, то он будет уделять деятельности больше внимания, это научит его сосредотачиваться на чем-то одном и делать самостоятельный выбор.

Если вы следуете за ребёнком, то наилучшая позиция – это взрослый лицом к лицу с ребенком, таким образом, взрослый сможет легко наблюдать за тем, что заинтересовало ребёнка. Это также поможет приучить ребёнка к контакту глазами – с ним у ребёнка с РАС обычно возникают трудности. Также важно находиться на одном зрительном уровне с ребёнком – это позволит ему наблюдать за различными мимическими выражениями на вашем лице, которые используются во время коммуникации. Ребёнку с РАС часто сложно уловить невербальное коммуникативное поведение во время разговора, а потому важно как можно раньше привлекать его внимание к невербальным знакам. Можно надеяться, что со временем ребёнок привыкнет к тому, что взрослый играет с ним на одном уровне, и он начнет рассчитывать на присутствие взрослого, даже будет звать его поиграть.

Для развития двухсторонней коммуникации полезно имитировать действия ребёнка и повторять за ним его слова. Например, если ребёнок бьет ложкой по столу, а взрослый начинает делать то же самое, то ребёнок с большой вероятностью обратит внимание на взрослого. Эту же идею можно использовать в отношении звуков, которые издает ребёнок, или сенсорного поведения ребёнка, например, тряски руками или вращения на месте. Как только ребёнок установит, что взрослый имитирует его действия, то он может начать имитировать взрослого в ответ. Это создает возможность добавить в общение что-то новое, что будет повторять ребёнок.

Если ребёнку с РАС неинтересно играть ни с одной предложенной игрушкой или он предпочитает раскладывать игрушки в линию, а не играть с ними, то в этой ситуации всё равно есть возможности для коммуникации и общения. Например, если ребёнок раскладывает свои машинки в одну линию, то взрослый может присоединиться к ребёнку и подавать ему следующую машинку. Таким образом, у взрослого появляется своя роль в игре, а ребёнку приходится включать его в свою деятельность. Если ребёнку интересно только бросать игрушки на пол, то взрослый может собирать игрушки в корзину, а потом отдавать их обратно ребёнку, чтобы тот их снова разбросал. Таким образом, устанавливается схема общения и коммуникации с ребёнком.


Консультация на тему: 

"Логопедические игры  и упражнения для развития речи у детей с РАС"

       Формирование у детей коммуникативных навыком  у детей с РАС предполагает работу над развитием импрессивной и экспрессивной речи. Развитие  понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, где создаётся речевая среда, так и в ходе специально организованных игр и упражнений.

    Рассмотрим варианты игр для развития экспрессивной речи.  Работа   начинается с приёмов  растормаживания речи:

 - постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;

- развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);

- закрепление связи «звук-символ» (бим-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка и т.д.)

- ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам» - дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б» - барабан, «ту-ту» - поезд, «тик-так» - часы и т.д.)

- игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;

- подражание неречевым и речевым звукам;

- формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т.п.

    На первых этапах работы хорошо зарекомендовала себя методика случайного обучения.  Данная методика позволяет обучить ребёнка любым словам и действиям. Ребёнок непроизвольно  воспринимает ту информацию, которая на данный момент ему нужна. Так можно научить первым словам-ситуациям  для развития взаимодействия: пить, иди, дай, ещё, качай, открой,  да, нет, потом, всё, готово, пока, помоги, упало.

   Для эффективного результата работы по развитию экспрессивной речи целесообразно оформить альбом с картинками по изучаемой теме.

Для развития речи необходимо применять игры с предметами. Например,

игра «Телефон». Цель: научить по подражанию отвечать на телефонный звонок. Взрослый берет трубку и говорит: «Алло, привет!». Кладёт трубку и говорит ребёнку: «Теперь ты». Ребёнок повторяет за взрослым. Дальше можно усложнить задачу. Нужно сказать «Алло, привет! Как дела? Пока!» и т.д.

Игра «Слова - действия». Цель: усвоение и дифференциация действий, которые выполняют живые существа. Перед ребёнком расположить  лист с изображением схемы, например, бегущего человека.  Сказать: «Вот бежит человек». Предложить ребёнку подобрать картинки, соответствующие данному движению (девочка бежит, лиса бежит и т.д.) Так же поступить и с другими подходящими действиями (летит, сидит, прыгает, спит, кушает и т.д). Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, следите за тем, чтобы он четко выговаривал нужное слово.

Игра «Семья». Цель: учить самостоятельно называть членов семьи. Сначала работаем с одной фотографией (например, мамы). «Это мама, Артём, кто это? Это мама…». Затем добавляем постепенно фотографии остальных членов семьи.

Игра «Лети». Цель: учить правильно применять глагол по отношению к предмету. Надуваем небольшой воздушный шар и со словами ЛЕТИ, отпускаем его из рук. Далее просим ребёнка повторить самому.
Игра « Собери целое». Цель: собрать разные предметы, растения, людей и животных из частей, проговаривая эти части. Сначала из 2-3 частей, потом больше.
Игра 
«Доклей детали». Цель: доклеивать недостающие детали у образов (ножка у стола, колесо у машины, лепесток у цветка и т.д.). Проговорить детали с ребёнком, рассмотреть варианты рисунков каждого предмета, чтобы не было привязанности к одной картинке. «Что это? Это стол, а это ножка стола. Покажи, где ножка у стола? И эта ножка стола»
Игра 
«Выбери правильно цвет». Цель: учить подбирать правильный цвет предмета. Ребёнку предлагается  раскрашивать фрукты и овощи, выбирая правильный цвет. Например,  желтый банан и красное яблоко. Перед ребёнком два фломастера соответственно: желтый и красный, нужно выбрать и раскрасить каждый фрукт правильным цветом.
Игра 
«Сортируем вещи». Цель: учить сортировать вещи (не карточки) по категориям и функциям. Например, в одну коробку класть – вилки, ложки, ножи, а в другую – носки, трусы, футболки (таким образом, сортировать посуду, одежду, игрушки, обувь и т.д.). Предметы должны быть знакомы и часто использоваться в быту. При игре комментируем свои действия и несколько раз проговариваем слова, чтобы ребёнок чётко слышал их названия.


Консультация для родителей

"Логопедические игры дома"

Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи.

 

1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Волшебные палочки

Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения.

Сортируем ложки и вилки отдельно.

Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Играем с кастрюлями.

Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Волшебная скорлупа.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.

Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

 

2. Игры на обогащение словаря ребенка

«Давай искать на кухне слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

«Угощаю».

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

«Доскажи словечко».

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:

Ворона каркает, а воробей . . .

Сова летает, а заяц . . .

У коровы теленок, а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

Угадываем на вкус овощи и фрукты.

«Скажи, как я».

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывают затруднения.

«Чудесный мешочек».

По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.

Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

«Какой предмет?».

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

 

3. Игры на развитие грамматического строя.

«Приготовим сок».

Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

«Упрямые слова».

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.

«Один и много».

Взрослый называет один предмет – а ребенок много.

Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.

Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

«Чего не стало?».

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки) – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

«Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

«Я внимательный».

Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.

Слушаем звуки.

Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с малышом.

 

4. Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Будем искать слова».

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки».

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. д.), посмотри вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«В свободную минутку».

Подвижные игры.

«Игры с мячом».

«Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга . . .».

«Лягушка».

Выделение звука из ряда гласных (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Удачи вам и терпения!

 

 Консультация для родителей "О правильном дыхании"

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.
На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.
Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.
Вот простейшее упражнение – закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.
Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
Систематические занятия звуковой гимнастикой проводят с ребенком после соответствующей консультации с врачом. Они восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения.
Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки [б], [в], [м], [п], [т], [ж], [ш], [ф]. Воздух как бы выталкивается через нос.
Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.
Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.
Ребенку можно предложить одно из упражнений. Рекомендации для восстановления дыхания можно получить у медицинской сестры – методиста кабинета лечебной физкультуры, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.
Для улучшения дыхания через нос после операций (аденотомии) детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твердую пищу – морковь, репу, жареное мясо.
Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны – такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы легких.
В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний, последствий переохлаждения и улучшении носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: С), затем прохладной,попеременно сначала – горячей водой (температура 38-40 С).комнатной (температура 19-20
Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченой воды с постепенным понижением ее температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребенок. Затем постепенно, каждые 5-7 дней, С, доводя ее до минимальной, индивидуальной длятемпературу воды понижают на 4 каждого ребенка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время. Родители согласовывают их с лечащим врачом, регулярно приходя на осмотры. При появлении кровотечения из носовой полости, ухудшении общего самочувствия проведение таких мероприятий строго противопоказано.
Наиболее частой причиной сухости во рту, трещин губ является длительное затруднение носового дыхания, реже – побочное действие некоторых лекарственных средств, сахарный диабет, гастрит.
Теперь о воздухе. Воздух – среда, в которой человек постоянно находится и реагирует на изменение ее параметров, включая мало ощутимые и незаметные, но оказывающие существенные влияния на организм. Аэроионный, газовый и тепловой режимы помещений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ежедневно ребенок пропускает через свои легкие воздуха больше, чем масса потребляемой пищи и воды. Громадная поверхность легких поглощает из воздуха практически все вредные вещества таблицы Д.И. Менделеева.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к однозначному выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения. Воздух в помещениях в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее. В воздухе помещений содержатся естественные аллергены (бактериальные, грибковые и др.) и химические агенты (табачный дым, органические и неорганические вещества и др.). Состав воздушной среды в помещении практически вне нашего контроля. Отсюда бурный рост количества легочных заболеваний, аллергии, снижение иммунитета.
Еще в 20-е годы прошлого века биофизик А.Л. Чижевский опытным путем доказал, что химический состав воздуха со временем лишается электрических зарядов. Организмы, дышащие таким воздухом, испытывают аэроионное голодание. Аэроионы часто называют «витаминами воздуха». Установлено, что морской бриз, горный воздух, хвойный лес, воздух после грозы утоляют аэроионный голод организма.
Отечественная промышленность освоила выпуск электростатических, ионизированных воздухоочистителей, которые можно применять в домашних и рабочих помещениях.

Во время занятия дышать только через нос.

Комплекс упражнений №1 при нарушении носового дыхания


1. Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4- 5 раз) через каждую половину носа.
2. Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох (до 5 раз).
3. Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).
4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
5. Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).
6. Встать, подняться на носках – вдох, присесть – полный выдох.
7. Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад – вдох, вернуться в исходное положение – полный выдох.
8. Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз-два – вдох, на три-четыре-пять-шесть – выдох; на счет раз-два – вдох, на пять-шесть-семь – выдох, выполнять 2-3 мин).
Во время занятия дышать только через нос.


Комплекс упражнений №2 при нарушении носового дыхания


1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
2. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить – выдох.
3. Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.
4. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка («маляр»).
5. Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» – «подметание» – «маляр»).
6. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
7. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
8. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
9. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
10. Вытянуть губы как можно дальше («трубочка»).
11. Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»).
12. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
13. Надуть щеки поочередно: левую и правую.
14. Надуть верхнюю губу.
Во время занятия дышать только через нос.


Комплекс упражнений №3 при нарушении носового дыхания



1. Широко раскрыть рот – зевание. Затем «глотнуть», т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.
2. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
3. Широко раскрыть рот.
4. Рот закрыть. Язык оттянуть назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» – «подметание» – «маляр»).
5. Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
6. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
7. Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их «основания»).
8. Губы вытянуть вперед, как можно дальше («трубочка»).
9. Губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»), чередовать.
10. Выполнять «кривую улыбку» вправо-влево.
11. Втягивать щеки.
12. Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
13. Как можно шире открывать рот.
14. Набрать воздух, «задуть» его в уши (самопродувание).



«Развитие мелкой моторики рук у детей с РАС»

Пальчиковые игры.

Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук. Удержание позы (первоначально одной ведущей рукой, а затем и обеими рука» несёт статическую нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок удерживает взгляд на зафиксированной в определённой позе руке. Умение зафиксировать заданной позе является основой любой ручной работы, например: кисточки с клеем или действия с карандашом. Навык удержания позы способствует развитию ручной умелости и является основой для формирования произвольного управления — ручной и кистевой динамикой.

Для развития кинестетической основы движений руки необходимо начинать со следующих простых упражнений (без речевого сопровождения). Обращать внимание на качество составления фигуры, координацию движений отдельных пальцев и всей кисти.

- «Пальчики здороваются». Кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д. ;

- «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой

-  «Очки».  Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

- «Улитка». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их

- «Ежик» Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх и растопырить

- «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами

- «Кольцо». Большой и указательный пальцы образуют кольцо, остальные — вверх


Игры с предметамии материалами.

- игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры;

- игры-нанизывания;

- игры с разноцветными камешками. Выкладывая красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

- игры со счетными палочками: выкладывание геометрических фигур разного размер, выкладывание вертикальных фигур (колодец);

 перекладывание палочек разными способами (используя разные пальцы);

        - игры с кубиками;

        - игры с разноцветными прищепками (скрепками);

- игры с клавишами;

- игры с поролоном;

- игры с мозаикой (конструктором);

- игры с пуговицами (бусинами, косичками, семенами плодов);        

- игры с пинцетом;

- игры на пересыпание (переливание);

- игры с шариками (обучение рассчитывать силу толчка и направление движения шарика, перекатывание от ладони к ладони по столу, подбрасывание и ловля шарика одной рукой);

- игры со шнурком. (Обучать шнуровать фигурной строчкой.);

- игры, обучающие застегиванию достегиванию, различных застежек.


Изобразительная деятельность

 Развитию ручной умелости способствует художественный ручной труд, представляющий собой творческую работу с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Это могут быть рисование пальчиковыми красками и пальцами на песке, крупе, вышивание на картоне, аппликация из спичек (соломки), различные виды аппликации из бумаги, работа с крупой и бобовыми, вышивка и др.

Данная деятельность подготавливает кисть к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, дисциплинирует, воспитывает усидчивость.

- «штампики» (на закрепление знаний цвета и формы, приучение все делать по очереди). Материалы: вырезанные из картофеля заготовки - «штампы»; краска; поролон; чистый лист бумаги. Показать ребенку, что сначала надо приложить «штампик» к поролону с краской, а потом на лист бумаги. Так можно создавать разные картины;

- работа с карандашом. Обведение фигур простой конфигурации по трафарету и шаблону, с последующей штриховкой в разных направлениях. Дети обучаются держать карандаш разными способами, стремятся провести больше несоприкасающихся линий;

        - выкладывание по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Необходимо начинать с простого контура (круг, овал), затем фигурных изображений (снеговика, елочки). Следить, чтобы ребенок придерживался контура предмета;

- лепка. Размазывание пластилина внутри шаблона, отрывание кусочков от большого фрагмента;

- работа с ножницами. Вырезать фигуры по нарисованному контуру; резать по прямой параллельными линиями. Добиваться качественного выполнения работы;

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению физического и психического здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.



Игры и занятия с неговорящим ребенком

Для начала необходимо научить ребенка поддерживать зрительный контакт. Зрительный контакт важен для развития навыков речи.

Старайтесь всегда находиться рядом с ребенком и напротив него. Помните, что ребенок гораздо меньше вас. Если нужно, присядьте на корточки или ложитесь на пол. Не вынуждайте ребенка задирать голову или оглядываться, чтобы посмотреть на вас.

Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось посмотреть. Попробуйте привлечь внимание ребенка к своему лицу. Вы можете, например:

Возьмите предмет, который заинтересовал бы ребенка, и поднесите его к лицу. Ребенок последует взглядом за ним.

Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку.

Попробуйте спрятать игрушку за пазуху, дождаться, пока ребенок установит контакт, и затем показать игрушку.

Играйте в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку.

Во время игры напевайте что-нибудь вроде:

Раз – два - три – четыре – пять!

Я иду тебя искать!

Где ты прячешься? Тук – тук!

Отворяй скорей на стук!

 

Формирование речи и коммуникации у неговорящих детей

Чтобы ребенок начал воспроизводить те звуки, которые вы произносите, вы должны показать ему, как это делается, - воспроизводить те звуки, которые воспроизводит он. Когда ребенок гулит или воркует, «отвечайте» ему теми же звуками.

Поощряйте стремление ребенка к общению

§ Встречайте любые попытки общения похвалой.

§ Когда ребенок пытается что – то вам сообщить, немедленно реагируйте.

Побуждайте указывание рукой и пальцем

- Поместите лакомство или игрушку вне пределов досягаемости ребенка и поощряйте его тянуться, указывать или дать понять, что ему нужно.

§ «Дразните» ребенка игрушкой: протягивайте и тут же отодвигайте, чтобы он тянулся за ней.

§ Возьмите руку ребенка в свою и указывайте его пальчиком на картинки в книжках.

§ Нарисуйте или сфотографируйте то, что нравится ребенку и попросите ребенка показать, что он хочет.

Развивайте понимание значения слов

§ Если ребенок выражает свои желания невербально (указыванием), «переводите» его сообщения на язык слов: «Ты хочешь молока», «Хочешь посмотреть видео».

§ Говорите только то, что происходит здесь и сейчас. Не рассуждайте с маленьким ребенком об абстрактных понятиях.



Консультация для родителей по ПДД 

«Безопасность детей — забота взрослых»

Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и равнодушие взрослых приводят к трагедии.

Проблема детского дорожно – транспортного травматизма с каждым годом становиться всё более значимой и актуальной. Несмотря на все усилия педагогов и родителей, число ДТП с участием детей дошкольного возраста, к глубокому сожалению, растёт.

Но огромную роль в воспитании и образовании детей играют родители, а особенно, их личный пример!

Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Никогда в присутствии ребёнка не нарушайте ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

2. Напоминайте основные правила дорожного движения своим детям каждый день.

3. Учите ребёнка ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед идущим транспортом.

4. Учите дошкольника переходить проезжую часть только по пешеходному переходу и только шагом.

5. Не позволяйте ребёнку играть на дороге или вблизи проезжей части.

6. Не оставляйте ребёнка одного на дороге, остановке, около транспортных средств.

7. Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля: за взрослым, на тротуар.

8. Пристёгивая ребёнка ремнём безопасности, объясняйте для чего это нужно.

9. Пешеходом быть – наука!

10. Улица требует к себе уважения и внимания.

11. Катание детей на велосипеде, самокате, коньках, санках – только под наблюдением взрослых.

12. Если вы видите ситуацию, в которой другие люди нарушают правила дорожного движения – остановите их!

13. Учите детей наблюдательности за транспортом на улице!

14. На остановке крепко держите ребёнка за руку, чтобы он не выбежал на проезжую часть.

15. Из автомобиля или машины выходите первыми.

16. Объясняйте детям, что пешеходам разрешается ходить только по тротуару.

17. Родители должны знать порядок и правила перевозки детей в машинах, автомобилях, на санках, велосипедах, в колясках в разное время года и при различной погоде.

18. Родители должны хорошо знать место расположения детского сада и чётко ориентироваться в обстановке.

19. Подход к детскому дошкольному учреждению выбирать с безопасной стороны.

20. Дома и по дороге (куда бы не шли) должны проводить беседы с детьми по правилам ДД.

21. Читать детям литературу, загадывать загадки, прорисовывать ситуации с транспортом, рассматривать картинки и иллюстрации.



Лето и безопасность наших детей



Осторожно! Тепловой и солнечный удар!

Солнечный удар (считается одной из разновидностей теплового удара) – поражение центральной нервной системы (ЦНС), возникающее вследствие сильного перегрева головы прямыми солнечными лучами
Под воздействием солнца голова перегревается, кровеносные сосуды начинают расширяться. Соответственно увеличивается приток крови к головному мозгу. Это может вызвать отеки и небольшие кровоизлияния в разные отделы мозга, что в свою очередь опасно тем, что может спровоцировать нарушения в работе центральной нервной системы, а также и других жизненно важных органов и систем.
Тепловой удар возможен и при нахождении ребенка в тени. Тепловой удар возникает из-за перегрева тела и может настигнуть человека даже в помещении. Этому способствует духота, высокая температура. Могут спровоцировать тепловой удар переутомление, повышенная влажность воздуха, физические нагрузки, слишком плотная одежда, а также неправильный питьевой режим в условиях жары, различные заболевания ЦНС.

Особенно подвержены перегреванию лица, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, пороками сердца, атеросклерозом, гипертонической болезнью, ожирением, эндокринными расстройствами, вегето-сосудистой дистонией.

Первые признаки заболевания проявляются обычно через 6–8 часов после пребывания на солнце, но могут и раньше.

Симптомы

Легкая степень:
общая слабость; головная боль; тошнота; учащения пульса и дыхания; расширение зрачков.
Меры: вынести из зоны перегревания, оказать помощь (см. ниже "Доврачебная помощь").

Средняя степень:
резкая адинамия; сильная головная боль с тошнотой и рвотой оглушенность? неуверенность движений;
шаткая походка; временами обморочные состояния;
учащение пульса и дыхания; повышение температуры тела до 39-40°С.

 

Тяжелая форма теплового удара развивается внезапно.
лицо гиперемировано, позже бледно-цианотичное.
наблюдаются случаи изменение сознания от легкой степени до комы,  лонические и тонические судороги,
бред, галлюцинации,
повышение температура тела до 41-42°С,
случаи внезапной смерти - летальность 20 - 30%.

Доврачебная помощь

СРОЧНО!  устранить тепловое воздействие; удалить пострадавшего из зоны перегревания; уложить на открытой площадке в тени положить набок, голову также повернуть набок для профилактики заглатывания рвотных масс при возникновении рвоты; вдыхание паров нашатырного спирта с ватки;  освободить от верхней одежды;
для снижения температуры применяйте физические методы охлаждения тела: положите на лоб, затылок, мокрые полотенца, пеленку, обдувайте или обмахивайте ребенка, обтирайте участки тела там, где имеются сосудистые сплетения (шея, подмышки, локтевые сгибы, паховые области, подколенные ямки) или оберните влажной простыней. Температура воды для обтираний должна быть чуть выше комнатной и ни в коем случае не холодной. Холодная вода может вызвать рефлекторный спазм сосудов, что еще больше усугубит состояние ребенка. Резкий переход от жаркого солнца к холодной воде создает для организма стрессовую ситуацию. При температуре выше 38,5 °С необходимо дать жаропонижающие средства, которые обладают и обезболивающим эффектом;
вызвать бригаду скорой помощи.

Профилактика В жаркие дни при большой влажности желателен выход на открытый воздух до 10-11 часов дня, позже возможно пребывание в зеленой зоне в тени деревьев;
вход из помещения только в головном уборе;
целесообразно основной прием пищи перенести на вечерние часы; вместо воды можно пользоваться подкисленным или подслащенным чаем, рисовым или вишневым отваром, хлебным квасом. Питье до 1,5-2 литров жидкости; ограничение жирной и белковой пищи;
запрещение спиртных напитков;
одежда должна быть легкой, свободной, из хлопчатобумажных тканей, для постоянного испарения пота; нецелесообразно чрезмерное употребление косметических средств и кремов как препятствующих нормальному функционированию кожных покровов;
ограничить лишние физические нагрузки (соревнования, длительные переходы);
исключить эмоциональное напряжение.

                                                             Здоровья Вам и Вашим детям! 


Комментариев нет:

Отправить комментарий